Вывеска: история происхождения и развития
Вывески, как вид наружной рекламы, имеют многовековую историю. Прообразом современной наружной рекламы является предметная реклама. Изначально в качестве вывески над входом в торговые лавки размещались реальные товары, которые можно было в них приобрести. Со временем роль вывесок стали выполнять символические знаковые изображения предоставляемых товаров и услуг.
Античные вывески
ВывескиДревней Греции и Древнего Рима, помимо изобразительных элементов, содержали и текст. На вывесках указывалось названия заведения и профиль его деятельности. Кроме этого, вывески могли содержать рекламные слоганы, развернутые рекламные тексты и стихи. Античные вывески в основном представляли собой барельефы, изготовленные путем высекания изображения и текста на мраморе либо путем обжига вылепленной глиняной заготовки.
Средневековые вывески
Средневековые вывески V - XIII веков, в силу неграмотности населения, содержали только знаки и символы. Существовал ряд универсальных символов, указывающих на определенную сферу деятельности: ключ - у слесарей; бочонок - у виноторговцев, три шара - у ростовщиков. Средневековые вывески в основном выполнялись из металла и с помощью кронштейнов крепились к фасадам зданий.
В ХV - XVI веках во времена позднего Средневековья вывески стали содержать небольшой текст (одно-два слова).
В XVI-XVIII веках в Европе появились живописные вывески, написанные маслом, часто содержащие примитивные изображения геральдических животных: голубых вепрей, красных львов, летающих свиней и прочих персонажей. В XIX веке на смену им пришли шрифтовые вывески.
Русские вывески
На Руси первой формой наружной рекламы также была предметно-знаковая. В качестве вывески постоялого двора на его воротах вывешивался пук соломы. Бондарь в качестве рекламы вывешивал обруч, сыромятник – кожу.
К концу XVII века в России появились плоскостные настенные живописные вывески лубочного типа, характеризующиеся яркими красками, контрастными цветовыми сочетаниями, примитивизмом изображений, несоразмерностью фигур и самобытными надписями.
В XVIII веке в России образовался живописно-малярный цех, объединявший ремесленников, регламентировавший их деятельность и охранявший их права. Чтобы получить звание мастера живописного ремесла, необходимо было десять лет проработать подмастерьем и затем сдать экзамен. Для каждого заведения сложился определенный стереотип вывески. Например, на вывесках парикмахерских изображались завитые женские головы и напомаженные мужские. На вывесках табачных лавок были изображены араб в чалме и с трубкой или негр с сигарой. Рекламные вывески булочных и кондитерских лавок содержали два геральдических льва, поддерживающих золотой крендель.
Во второй половине XIX века в России появились шрифтовые вывески, выполненные на высоком профессиональном уровне и ни в чем не уступающие зарубежным аналогам.
В России для изготовления вывесок использовалась уникальная технология воронения железа. Поверхности металла придавали матовый оттенок, смазывали льняным маслом и наносили очень тонкий слой краски, в результате чего работа приобретала вид акварели. Также при изготовлении вывесок использовали позолоту.
Световые вывески
Световая наружная реклама появилась в середине XIX века с изобретением газового освещения в Европе. Именно тогда появились первые вывески с подсветкой. После изобретения электрических лампочек в 1879 году Т. Эдиссоном, они стали активно использоваться для освещения вывесок. Также в конце XIX - начале XX века для освещения вывесок стали использоваться стеклянные трубки, наполненные инертным газом (неон). Первое рекламное светодинамическое панно появилось в Германии в 1896 году.
Вывески старого Днепропетровска
В современном Днепропетровске, к сожалению, не осталось старинных магазинных вывесок. Увидеть, как выглядели вывески нашего города в прошлом, можно только на старых открытках и фотографиях. Вывески того времени не отличались особым разнообразием. В основном это были плоские деревянные щиты, расписанные художниками. Более сложные вывески изготавливались в виде «объемных букв» нескольких видов:
- выпуклых букв из лепнины непосредственно на стенах зданий;
- деревянных букв;
- литых или кованых металлических букв и орнаментов.
Сегодня на смену живописным вывескам пришли полноцветные изображения, нанесенные на самоклеящуюся пленку методом цифровой широкоформатной печати либо отпечатанного на баннерной ткани. Шрифтовые и предметно-знаковые вывески все так же актуальны, как и десятки лет назад. Изменились только технологии их изготовления и материалы, используемые при производстве наружной рекламы.
"Мастерская наружной рекламы" предлагает изготовление любых видов вывесок. Звоните и заказывайте прямо сейчас!